Супружеская жизнь христиан

 

Из библиотеки протоиерея Геннадия Николаевича Нефёдова

 

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

 

Москва 2017

 

Проверенный  отсканированный текст

Источник http://www.bgkg.ru

 

Брачная жизнь в христианском свете

В земной жизни есть одна общая стезя, по которой Господь ве­дет всех верующих в Него к истинному счастью ˗ это благочестивая христианская жизнь. Она состоит в исполнении различных обязанно­стей, которые указуются заповедями закона Божия.

В каком бы состоянии Вы ни были - в девстве ли, в браке ли, во вдовстве, в сиротстве ли, вы окружены обязанностями, которые для Вашего блага наложил на Вас Бог.

Более многочисленные и ответственные обязанности ˗ это семей­ственные, чтобы успешно выполнить их в земной жизни, муж и жена должны заранее быть подготовленными к супружеской жизни: размыс­лить о том, для чего они вступают в брак? Способны ли при своем характере выполнить задачи семейной жизни?.. Имеют ли понятие о христианской брачной жизни? Смогут ли их осуществить? Соответству­ют ли по своим наклонностям супруги друг ко другу? Такое изучение взаимных характеров требует от брачующихся продолжительного вре­мени для этого и, конечно, усиленной молитвы о сем Богу, Который несомненно придет на помощь в этом деле. Если всякое успешное предприятие в жизни требует благословения Божия, то не тем ли бо­лее оно потребно здесь. Нигде так осязательно не выражается промы­сел Божий, как в избрании супружества.

Нередко случается, что брачующиеся лица никогда прежде не ви­дели друг друга, жили в разных странах, не могли оценить взаимных достоинств, но один особенный случай ˗ и они соединяются на всю жизнь. Напротив, другие были близки друг другу, люди уже соедини­ли их для жизни, оставалось только вести под венец, но вдруг какой-нибудь случай, или без случая, а просто неизвестно почему, ˗ союз расторгается.

А отгадывали ли вы эту тайну?

"От Господа сочетавается жена мужу" (Притч. 19, 14). Люди приписыва­ют такие случая людям злым, языком, наговорам, несудьбе, но Небес­ный Промысл ясно показывает ˗ без их воли, что как все в мире управляется Им, так и этот важный шаг в жизни, от которого зави­сит счастье или несчастье не двух лиц, а целого рода, находится прежде всего в Его воле.

Быть может, Он разлучает невесту от жениха, или жениха от невесты, чтобы указать им лица лучшие за их добродетели, или худшие за их пороки. Супружеская жизнь есть или наказание, или благословение Божие.

Что нужно делать, чтобы Господь не наказал нас супружеством, а дал нам жену по сердцу, разумную и добродетельную? Слово Божие и на этот вопрос дает ответ: "Добродетельная жена есть драгоценный дар Божий, но она дается боящемуся Бога" (Сир. 26, 1-30). Видите ли, мужья, чего от Вас требуется, дабы получить такую супругу, которая могла бы усыпать цветами путь Вашей жизни? Будьте добродетельны, и Бог пошлет Вам добродетельную помощницу. Прекрасная душею и телом Ревекка не пришла бы на этот раз почерпнуть воды из колодца, если бы юный Исаак не был благочестив (Быт. 24).

Благочестие мужа при выборе супруги имеет для него двойную цену. Во-первых, оно низводит на него благословение Божие, делает его возлюбленным чадом Божиим, которым руководит сам Бог и споспешествует ему во благо на всех путях его жизни. Во-вторых, оно очищает естественный взор ума и руководит в выборе подруги жизни, указывая ˗ как отличить истинные достоинства от ложных, которые нередко смешиваются людьми, не руководствующимися благо­честием...

Иначе говоря, благочестивый муж ищет и благочестивую жену ˗ зная, что брачный союз с верующей благословляется Богом...

Господь торжественно заповедует устами апостола своим детям, дабы они вступали в святой союз брака о Господе, дабы были в единой вере (Кол. 3, 18; Кор. 11, 11). Брак не должен быть заключаем верующим с неверным: "Не вступай с народом языческим в родство; дочери твоей не отдавай за сына его и дочерь его не бери за сына твоего: ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным Богам" (Втор. 7, 3-4).

Тоже относи к неверующим.

Смешанные браки между дщерями человеческими и сынами Божиими, заключенные из видов обольстительной наружной красоты, привели их сначала к чувственным наслаждениям, потом ˗ к безразличию веры, наконец подавило всякое пробуждение духовно­го чувства и сделало их совершенно плотскими и как бы бездушными.

Нетрудно отгадать, какие были последствия этих несчастных браков: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть". ˗ Вот грозный приговор Иеговы. Какого тяжкого труда стоило прор. Ездре, чтобы обратить своих соотечественников к вере и благочестию по возвращении их из плена Вавилонского, потому что они вступили в супружеские связи с язычниками (1 Ездр. 9, 6-10; 2 Ездр. 9, 7-18). Несколько дочерей Лота выданы были за нечестивых мужей Содомских и предостережения ангелов-странников о предстоящей им опасности отвергается с неверием и насмешками. (Быт. 19, 12-17).

Языческие жены Содомские обратили сердце его от Бога и слава его великого имени помрачилась суетою (Цар. 2, 4-9). Подобные смешанные супружества поистине нежелательны.

Конечно, Господь не отвергает истинно верующих в Него, хотя бы они жили в супружестве с лицами другой веры. Но их собственное благополучие, временное и вечное, заставляет их, по возможности, уклоняться от такого сожительства. Много та­ких, которые начали духом, но соблазненные нечестивыми супру­гами, оканчивали плотью. Падение могло быть сначала в сердце, потом в поступках: они вступали в брак со сладкими надеждами на счастье, но вместо того пожали несчастье, когда минула первая любовь. Много и таких, которые надеялись послужить орудием к обращению мужа или жены, но вме­сто того навлекли на себя тяжелое иго, скорби и огорчении сде­лались горче год от году и печали свели их в раннюю могилу.

Супружеский союз любви установлен Богом: "Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7, 2)

Брак установлен Богом не только для распространения рода человеческого и взаимных услуг и помощи, но и для взаимного нравственного совершенства, для насаждения и утверждения истин­ного благочестия между людьми. Как Адаму Господь дал жену, так и каждому решившемуся вступить в брак дается жена Промыслом Божиим: "Добродетельная жена есть драгоценный дар Божий, она дается боящемуся Господа" (Сир. 26, 1-3) Словом дается ˗ говорится, что жены не случайно попадают в замужество: "Благодать на благо­дать - жена стыдливая" (Сир. 26, 17-18).

"Кроткая жена дар Господа и нет цены благовоспитанной душе" (там же).

Брачный союз, как мы знаем из св. Писания, заключается по образу союза Христа с Церковью. "Муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как Христос возлю­бил Церковь, и предал Себя за Нее"... (Еф. 5, 23-28).

Святое супружество не есть рай чувственных удовольствий, но училище великих и трудных добродетелей, и истинная любовь, кото­рою нужно руководствоваться в избрании друга жизни, не есть гру­бое и плотское чувство, так обольстительно представляемое в по­вестях и на зрелищах, но она имеет определенное стремление спо­собствовать взаимному благополучию. Никакой человек, какого бы он ни был состояния, не может быть прочно любим, если он не старает­ся устроять и разливать счастье вокруг себя. Истинная любовь не самолюбива, она не ищет своего. Тот, Которого любовь к Церкви должна быть нашим образцом, не искал своего. Он нашел ее (Церковь) по всему виду недостойною, но Его великая цель была освятить ее банею водною... И представить ее Себе Славною Церковью, не име­ющею пятна или порока (Еф. 5,28).

Святое Писание основывает благополучие супружества на двух основаниях: на неизменной любви мужа к жене и на охотном повиновении жены мужу.

Если Евангелие заповедует любовь ко всякому человеку (1 Кор. 13), то любовь к жене еще обязательнее для мужа-христианина.

Любовь Христа к Церкви изливается не в преходящих чувствах или нежных словах, но состоит в глубоком самоотверженном попече­нии об ее истинном благе. Он возлюбил Церковь, свою невесту, так высоко, что предал Себя Самого на смерть за нее, дабы искупить ее от рабства греха, скверны порока, наказания и даровать ей свободу духа, чистоту и святость. Он пришел извлечь ее из неизмери­мой пропасти бедствий и сделать наследницей вечной славы и радо­сти. Спаситель был чужд самолюбия ˗ последуем Ему. Любовь хри­стианских мужей поклялась не ограничиваться только ласковыми сло­вами и выражением земной летучей нежности, но должна обнаружи­ваться в постоянных и действительных стремлениях и заботах о сча­стья своих жен; должно забыть самому себя для их пользы и блага.

Любовь мужей не должна быть переменчива, ибо Христос любит Свою Церковь во всех переменах. Он любил ее тогда, когда она в большинстве своих членов не любила Его. Он знал, что она недо­стойна Его, но любил ее ˗ любил не потому, что она этого заслу­живала, но потому, что Он сам хотел сделать ее достойною любви; никакая вражда с ее стороны, никакое своеволие, холодность и непослушание не могли отвратить Его любящего сердца.

Вот нам образец, мы дали обет следовать примеру Иисуса Христа, когда в торжественные и радостные (дни) минуты нашего бракосочетания обещались пред Богом Вездесущим и Всеведущим лю­бить своих жен в счастьи и в несчастьи. Любовь Христа к Церкви полна чувств об ее горестях и страданиях. Он заботится об ее нуждах, помогает ей в борьбе, укрепляет ее слабость, утешает ее в скорби, ее воздыхания никогда не остаются без услышания, ее слезы ˗ без осушения. Таким участием к своей подруге должна быть проникнута любовь мужа. Жена есть слабое создание, много горе­стей и забот выпадает на ее долю: нежность мужа должна их под­слащать или отстранять. Имей Христа пред глазами, думай об Его несокрушимой верности и неустанном утешении в скорбях и бедстви­ях Церкви, напечатлей в сердце апостольское увещание: "Мужья, любите жен своих, и не будьте к ним суровы" (Кол. 3, 19). Суровы! - восклицает муж с негодованием, разве может любовь мужа ниспустить­ся до суровости? Суровое слово, суровые взгляды, суровые чувства! Стыдно мужу, который нуждается в подобном увещании (См. также 1 Петр. 3, 7)

Окно слово укора, один пасмурный взгляд может быть ударом кинжала в чувствительное и преданное тебе сердце, ты должен скорее согласиться потерять правую руку, чем причинить скорбь той, которой неограниченная любовь к тебе делает столь нежною и усердною к твоим желаниям: "Мужья, любите своих жен не с без­душною нежностью, но действительными заботами об их величайшем благе: не тогда только, когда жизнь сияет для Вас лучезарным светом солнца, но и во все мрачные дни неизбежных в жизни скорбей... Жена имеет право требовать такой любви от своего мужа; для него она оставила свой отцовский дом, своих родных и подруг и пожерт­вовала именем, вверила ему свою честь, свое благосостояние, свое приволье, предала саму себя, свое сердце, свою руку и за что?!

В награду за все ее пожертвовании муж, по крайне мере, должен платить ей той же любовью и исполняя свой обет, сделать ее счаст­ливою. Если он не сдержит своей клятвы, куда обратится она? Несчастная, обманутая жена есть несчастнейшее из всех существ в мире. Ее сердце обливается кровью... Она плачет, но в тайне, никто не подозревает ее горячих слез. Она может низойти до го­рестного разочарования своих сладостнейших надежд, ее жизнь пок­рывается облаком безнадежной тоски...

Где любонь мужа уподобляется любви Иисуса Христа к Церкви, где она проникнута самоотвержением, исполнена постоянного уча­стия и нвжности, заботящаяся об охранении высших ее интересов, где жена пользуется этой любовью с достоинством, доверчивым и го­товым стремлением к исполнению воли и желаний мужа, там невозмож­но исчислить взаимного их преуспеяния в нравственном совершенст­ве и благочестии, там поистине: "Любовь Божия совершилась!" (1 Иоанн. 2, 5).

Вы любите своих детей, потому что они ˗ часть вас самих, любите и ваших жен потому, что они ˗ вы сами, любящий свою жену любит самого себя, и никакой муж, будь он даже недостоин своего имени, никогда не имеет ненависти к плоти своей, но пи­тает и греет ее" (Еф. 5, 28-29).

Жалко со стороны смотреть, если муж обращается с женой, как с рабой, которая куплена ценою его золота. Помни слово Господ­не: Сотворил ему помощницу по нему (Быт. 2, 18). Она наделена тем же образом и подобием Божиим, как и ты, она не раба твоя, а подру­га жизни... виновница всех твоих домашних радостей ˗ пусть же она будет привязана к тебе не страхом, а любовию... Ибо какую радость может иметь сердце мужа, если он знает, что жена не любит его, а только боится.

Почитай жену твою неограниченным доверием в семействе. Домаш­нее хозяйство есть истинный и неотъемлемый круг женской деятель­ности. Ее слава не на сцене мира, не в делах громадного управле­нии. В скромном, уединенном уголке дома содержать порядок и оп­рятность, оказывать себя ласковою и вместе важною пред домашними, образовывать чувства и привычки детей, тщательно наблюдать за их поступками вне дома, стараться отклонять от них всякую опас­ность соблазна, исправлять их погрешности с благоразумием и кротостию, распространять вид невинного веселья и довольства в своем маленьком стаде, принимать мужа с ласкою приветливости, когда он возвращается домой от дневных трудов, ˗ вот собственный круг женских занятий, указанный ей Самим Богом (Притч. Солом. 31, 10-32).

Тут жена может развивать свои высокие качества во всей их красоте и совершенстве. Поприще скромное, но великое. Здесь тихо, как в пещере Вифлеема: но отсюда исходит свет всему миру. Ее под­виги не возбуждают громких похвал, не вызывают народных рукоплес­каний, только близкие друзья знают об них и слагают в сердце своем, только Ангелы Божии видят и прославляют, но тут образуются великие деятели всего человечества, отсюда распространяется доб­родетель и справедливость, верность и трудолюбие во все звания гражданского общества. Муж не должен самовластно уничтожать оп­ределения Божия. Жена твоя помощница: не лишай ее права вместе с тобою управлять домом и семейством, быть участницей твоих сове­тов и намерений... Довольно для тебя, если ты содержишь свой дом, защищаешь, распространяешься всем вообще; прочее предоставь жене. Верная подруга не расточит твоего имения, а напротив, сбережет и приумножит то, что приобретено твоими трудами. Стыдно мужу, ко­торый ведет счеты с женою, как с прислугою. Почитай ее твоим до­верием тем больше, чтобы смотря на тебя, еще больше уважали ее де­ти и все домашние. Почитай жену твоим снисхождением к ее слабо­стям и несовершенствам, как немощнейшего сосуда (1 Петр. 3, 7).

Жена есть слабое создание и вручена тебе, как сильнейшей и благоразумнейшей главе. Не требуй от нее таких же трудов, какие сам несешь, таких обширных познаний и опытности, какие сам име­ешь. Она падает ˗ ты поддержи, она изнемогает ˗ ты укрепи; она погрешает ˗ ты исправь; она легкомысленна ˗ ты наставь; она обидчи­ва ˗ ты не огорчай; она раздражительна ˗ ты не досаждай; она взыс­кательна - ˗ ты уступи; она малодушна ˗ ты укрепи. Все сие делай без укоров и упреков, но как муж истинно любящий свою жену: "А любовь долготерпит, милосердствует, не раздражается, все пере­носит" (1 Кор. 13, 4-5-7). Досада переносит мало, гнев не пере­носит ничего. Когда муж наставляет свою жену, то его любовь де­лает его наставления снисходительными и дружескими; когда жена страдает, то любовь мужа утешает ее в страданиях могущественным утешением веры и в ее болезнях подает ей нежную и действитель­ную помощь.

Оказывая такое попечение своей жене, никогда не упускай из вида и того, что вы и сотрудники в служении Христу ˗ и сопутники ˗ к вечному Царству... сонаследники животворной благодати и немерцающей славы в будущем Царстве Христа... Есть супружества и без истинного благочестия, где иногда наблюдается мир и уважение друг другу, но это благоденствие при первом серьезном столкно­вении с каким-либо несчастьем или искушением терпит крушение.

"Благословение Господне на главе праведного, сие обогащает и не имать приложитися ему печаль в сердце". Иначе говоря: обогащает и печали с собой не приносит (Притч. Сол. 10, 22), и временное благополучие низводится туда, где совершаются молитвы.

Едва ли кто так нуждается в пламенной и непрестанной молит­ве, как супруги. Молитесь, чтобы Господь освещал ваше счастье и несчастье. Его милость превращает самые мрачные тени жизни в свет. Его гнев претворяет самые светлые надежды в печаль. Если вы сонаследники Царства Божия, то думайте и говорите об этом чаще между собою. Пусть ваши души свободно парят к небесной вы­соте, питайте их надеждою благ сверхчувственных и вечных, кото­рые Бог приготовил там, на небе, да молитесь постоянно и при­лежно. Молитва укрепит вас в исполнении обязанностей и утешит вас в минуты скорби, Господь будет близ вас. Его благоволение лучше жизни, Он изгонит несогласие и огорчение из вашего жили­ща и освятит его в Свою обитель.

В чем и каким образом должна проявлять жена свое отноше­ние к своему мужу? "Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (Еф. 5, 23). Мужу Господь предписал любовь, а жене ˗ с любовию повиновение, детям ˗ почтение, родителям ˗ не раздра­жать чад своих"...

Величайшее земное счастье жены состоит в том, чтобы умно­жать и разделять счастье мужа. Они не имеют разных интересов; один не может радоваться, когда другой плачет. Свойство женской при­роды ясно показывает, что она не создана властвовать... Влияние жены велико, когда оно правильно употребляется; но оно достигается не домогательством власти и не упорным сопротивле­нием, но гораздо вернее кротостью и терпением, с каким она великодушием переносит огорчения и несправедливости. Господь указал два закона для супругов, для жены - повиновение, для мужа - любовь. Их нельзя нарушить, не нарушив вместе с тем домаш­него блага. Если муж не любит своей жены, то семейное счастье вырывается с корнем; если жена не слушает мужа, то возникает нескончаемый раздор. Повинуясь мужу, как главе, благоразумная жена с христианским терпением сносит его слабости и недостатки, своею кротостью усмиряет его вспыльчивость, своею веселостью развлекает его угрюмость, своими ласками согревает его холод­ность. Можно показывать мужу свое неудовольствие, но отнюдь не должно обнаруживать своего гнева.

Неустойчивые жены всегда жалуются на строптивость своих му­жей, между тем, как этим самым и навлекают на себя неприятно­сти. Но когда ты видишь, что муж твой раздражен, отчего не молчишь... Молчи, когда муж твой во гневе, и вихрь проедет мимо тебя. Храни повиновение к мужу и тогда, когда ты чувствуешь свое превосходство перед ним. Пусть порядок дома, семейное благосостояние, да некоторым образом слава самого мужа, будут обязаны твоему повиновению и хозяйству, все приписывай чести своего мужа. Это такое средство, какое может укротить нрав самый строптивый, в самом холодном сердце пробудит любовь к тебе и заставит беспечного домовладельца подумать о своих поступ­ках. Напротив, самохвальство может подать повод только ко взаим­ным неудовольствиям и, при всех твоих домашних добродетелях, возбудить к тебе ненависть. Опасно оскорблять самолюбие во всем равного тебе чело­века, тем опаснее еще оскорблять того, кто никогда не может забыть своего права ˗ быть главой жены. Но мы не должны забывать, что где два сердца, возрожденные Духом Святым, соединены в св. таинстве брака, там власть мужа не может быть притеснительна и повиновение жены ˗ оскорбительно. Если бы муж захотел повелевать, то пусть он знает наперед, что счастье его дома подвергается страшной опасности. Где царствует доверчивая любовь и взаимное высокое уважение, там желание мужа ˗ закон для жены, и истинное счастье мужа ˗ постоянная заботливость жены. На небе нет своево­лия и самоуправства, там один Владыка Бог, а Бог есть любовь (Иоан. 4,16). Одна высочайшая воля управляет всеми другими и все повинуется закону любви... Счастливое христианское семейство есть маленькое небо на земле... Если жена заметит, что любовь мужа к ней охладевает, то она должна искать причины, найти их и отстранить. Если муж видит, что жена неохотно следует его воле, то он должен рассудить, справедливо ли его требование. Их благопо­лучие, как и их жилище, общее, когда один радуется, трепещет от радости и сердце другого; когда у одного льются слезы, не может не плакать и другой. Ах, какой высокой степени счастья достигают супруги! Какой взаимной помощью они укрепляются! Какое благотвор­ное влияние они могут иметь на детей, слуг и всех окружающих! Какое благословение для Церкви Божией и государства! Какая свет­лая точка в мрачном греховном мире!

И когда вечер жизни померкнет и приблизится день разлуки в этом мире ˗ благочестивые супруги, прошедшие свой жизненный путь в вере и любви, с каким теплым упованием пойдут к своему Праведно­му Судие, заповеди Которого они так тщательно хранили и ради пос­лушания Которому терпеливо сохранили верность друг к другу: Вера в будущую встречу там, в том мире, ˗ будет утешать того, кто оста­нется здесь на земле.

Влияние, какое супруги могут иметь друг на друга от дня их бракосочетания и до дня смерти, ˗ неисчислимо велико. Они постоянно находятся в обществе друг друга, обнаруживают взаимные наклонности, живут под силою взаимного влияния. Полное любви и доверия существо творит это влияние несравненно могущественнее...

Вдруг если муж охладевает в вере: начинает увлекаться грешным миром, несмотря на образ жизни своей половины уходит на сторону в грех, Апостол Петр дает жене такой совет: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, дабы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда уви­дят ваше чистое и богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, ни золотые уборы, ни наряды в оде­жде; но сокровенный сердца человек в нетленном украшении кроткого спокойного духа, что драгоценнее пред Богом. Так некогда св. жены уповали на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям... если делаете добро и не смущайтесь ни от какого страха". (1 Петр. 3,1-6).

В наше время, когда противление мужей ˗ благочестивой жизни жен ˗ приняло громадные размеры, когда уж никакие увещания не действуют на них, осталось одно средство ˗ это животворная сила воплощенного христианства, которое они видят в своих женах, дабы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были (1 Петр. 3,2). Их беспечность для Бога и духовной жизни пробуждается не ревностными увещаниями, не порывом чувств и сострадания к их положению, не благочестивыми напоминаниями при том или ином безрассудном их поступке, все это может им только наскучить, нет, ничто другое, как твое чистое и богобоязненное житие, украшенное всеми плодами Св. Духа, может сделать благочестие достойным любви и уважения в глазах твоего мужа: "Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие" (Гал. 5, 22-23), проявляющиеся во всех делах твоей повседневной жизни, будут видимы твоим мужем, рассматриваемы и оцененными. Действие незаметное, но верное, на его душу и сердце, пока он, наконец, убедится, что твоя вера есть глубокое и живое убеждение сердца и Бог по истине пребывает с тобою. Но пока это произойдет, помни наставление Спасителя: "Терпением вашим спасайте души ваши (Лук. 21, 19)

Не ожидай великих и быстрых перемен в твоем муже, живи са­ма неуклонно для Господа, украшайся евангельскими добродетелями, чтобы никто не осмеливался сказать о тебе худого слова, будь всегда ласкова в обращении с мужем, внимательна к его желаниям и никогда не переставай молиться за него, и Бог не забудет твоего подвига. Он подействует на сердце твоего мужа, Он делает это уже теперь: замечаешь ли ты, что его желчность уменьшается, что он недоволен самим собой и ищет чего-то лучшего, действие проис­ходит, может быть, тихо и медленно.

Сначала он удерживается от высокомерия, потом от стыда, чтобы признаться тебе в этом, что в нем происходит, но тайна не может уже далее скрываться, свет быстро проникает в его тем­ное, гордое сердце, и он, мало-помалу, при свете начинает ви­деть себя самого... Терпи, молись и бодрствуй. Теперь твои молитвы "втайне" обнаруживаются "яве". О, как счастлива жена, сделавшая мужа блаженным. Какая высокая и святая цель, ес­ли муж живет для спасения своей души; но, сколь несравненно выше быть орудием ко спасению своего мужа, сделать своего дру­га и спутника жизни другом Божиим и неразлучным спутником в блаженной вечности!

Ты приобрела своего мужа скромностью. Ты привлекла однажды его сердце кротким характером и стыдливостью, ты должна теперь приобрести однажды святою прелестью твоего истинного благочестия. Ты должна его приобрести Спасителю, чтобы быть вместе с тобою драгоценным камнем в Его лучезарном венце.

Церковь, которой муж твой делается теперь живым членом, и тогда уж ты приобретаешь его для своего семейства; он станет управлять им по воле Божией и воспитывать его для вечной славы и царствия.

Украшение жены

С какою неподражаемой благопристойностью Ап. Петр начерты­вает одежду жены, украшенной благодатными дарами Св. Духа! Он изображает пред мужьями олицетворенное христианство, которым они не могут не плениться, ˗ видя чистое и богобоязненное житие своих жен (1 Петр. 3,2). Трудно изобразить прелесть женской стыдливости словами, более краткими и ясными: муж видит пред собою жену-христианку в живой одежде. Никакой дерзости в ее взгляде, никакой строгости в обращении; она простосердечна, задушевна "безыскуственна", незлобива, чужда порока и тщеславия. Это прозрачное, так сказать, целомудрие есть лучшее украшение жены и ее сильнейшая защита в мире, исполненном греха и дерзского безпутства.

Что заповедует апостол, то мы не должны считать излишним и маловажным. Нынешние жены не имеют понятия об этой нетленной оде­жде, потому и больше полагают забот о внешних нарядах, воображая, что они могут привлечь серьезное внимание изысканностью и расчет­ливостью в своих наружных украшениях; но это заблуждение, никакой благоразумный муж, когда дело идет об избрании друга жизни, не оценивает девицы по красивым ее платьям. Жены-христианки впадают в большую ошибку, если думают приобрести для Бога суровых и бес­печных мужей внешними щегольскими нарядами, действие будет про­тивное, христианская простота исчезнет, бросится сомнительная тень на твою искренность и твоя мелочность - нравиться мужу, может не без причины возбуждать отвращение или, по крайней мере, подозрение. Внешнее украшение всегда отнимает время, которое ты должна была употребить на украшение души и духа; твоя обязан­ность свидетельствовать твоим христианским поведением об искрен­ности твоей веры, а вера всегда производит живые и благие плоды, если она постоянна; колебаться на обе стороны, т.е. гоняться за модой и служить искренно Богу - это самообман и лицемерие.

Что же? Неужели ради благочестия нужно отказаться от всяких нарядов и ходить в рубище? Нет... Нет, одежда сама по себе не имеет никакого нравственного значения. Она ни добрая, ни худая. Ни пышное платье не отнимает твоего истинного благочестия, ни рубище не делает тебя еще благочестивее. Можно блистать в золоте и быть истинной христианкой; можно ходить в нищенской одежде и быть столько же нищею в одеянии души. Многие благочестивые жены украшались жемчугом и бриллиантами ˗ и спаслись, многие ходили в рубище и погибли. Прекрасны сами по себе как созданья Божии драгоценные камни, осыпающие твое ожерелье, но если они куплены ценою крови и слез других, то они отвратительны и составляют уже не украшение для тебя, а бремя, с которым ты не можешь свободно идти за Господом. Прекрасен пурпур, который так идет к твоему лицу и в котором так любит видеть тебя муж твой; но если он не выражает столько же твоей стыдливости и служит тебе средст­вом ˗ соблазнять ближних, то он уже не достоин быть твоей одеждой; ˗ сними его и оденься в скромное платье. Ты можешь носить дорогие меха, золотые кольца, бриллиантовые серьги, блестящий перотин, но если все это приобретено за счет домашнего благополучия, лиши­ло здоровья твоего мужа, подвергло расстройству твое семейство, отняло кусок хлеба у твоих детей, лишило их лучшего воспитания; то твой дорогой наряд есть уже величайший грех пред Богом и людьми и, увешанная им, ты не пройдешь безопасно по узкому пути к небу, нет, сними его и оденься в рубище. Таким образом благочестие не запрещает тебе украшаться одеждами; но оно отвращает твои мысли от суетного украшения к важнейшему предмету ˗ украшению души и чувства; оно внушает тебе забыть изысканный убор тела, которое смерть скоро разрушит и время ежедневно изменяет, оно направляет твою заботливость к сокровенному сердца человеку, который никогда не истлевает (1 Петр. 8, 4).

Твое истинное достоинство и величайшая прелесть состоит не в золоте и серебре, не в бархате и шелках, но в кротком и спокой­ном духе, который делает тебя привлекательной в очах Божиих и человеческих.

Истинная жена-христианка заслуживает глубокого уважения, но она не должна ожидать его себе от мира. Слава Церкви Христо­вой внутри ее; светлая красота небесных даров и добродетелей жены лучше всего виднеется в скромной доле уступчивой покорно­сти. Ничто столько ни привлекательно в характере доброй жены, особенно в домашних распоряжениях и заботах, как кроткий и спокойный дух. Хочешь ли наслаждаться семейным миром и склонить своего мужа к истинному благочестию, обрати прежде всего внима­ние на твою душу. Твое прекрасное платье, если ты не можешь обойтись без него, приобретает тебе малое внимание от твоего мужа и еще меньше, чем ты думаешь, от чужих мужей.

Твоих набожных чувств он не спрашивает, потому что они кажутся ему безумием; твои усердные посещения храма Божия и домашние молитвы в его глазах ничтожны; может быть, и на всю религию он смотрит с равнодушием или еще худшим чувством, но спокойное постоянство христианской души он сумеет оценить; сердце, кото­рое никогда не воспламеняется от высокомерия и гнева, кроткое слово, веселое лицо, душу, спокойную в бурях, терпеливую в обидах и встречающую вражду с улыбкой кротости, благочестие ˗ он поймет, они подействуют на его сердце и рассудок. Она не производит никакого шума, не обращает на себя внимания, не вы­зывает сопротивления, но это есть великий закон, как во внешней, так и во внутренней природе, которому Творец благоволил подчи­нить свое могущественное творение.

Заря дня, прилив и отлив моря, течение времени, годовые перемены ˗ все это происходит медленными и незаметными степенями, и никто не может им противодействовать, хотя все знают об их возрастании или убывании. Так удивительны и победы кротости. Она не сопротивляется, не обезоруживает сильнейшее сопротивление; она уклоняется от борьбы, но это и есть тайна ее силы; она тер­пит, но одерживает победу не через сражение, а через страдание. Таким образом твое терпение достигает своего полного совершенст­ва… Господь исполняет твое желание, поелику ты сама только воз­растаешь в христианских добродетелях.

Дух Святой изображает отношение Церкви к ее Жениху следую­щими словами: " Слыщи, дщи, и виждь и приклони ухо твое и забуди люди твоя и дом отца Твоего. И возжелает царь доброты твоея; зане той есть Господь твой и поклонишися Ему" (Пс. 44, 11-12).

На таких чувствованиях должна основываться и супружеская любовь; на таком только основании и брак называется таинством. Жена, созданная Богом также по образу и подобию Божию, помогая мужу в житейских делах, должна помогать и в духовных; странст­вуя вместе по земле ˗ странствовать вместе и к небу.

Всмотритесь внимательнее в Ваш супружеский союз, и вы еще более удивитесь в справедливой истине. По своей природе вы неразрывно связаны друг с другом; жена не властна над своим телом, а муж, и муж не властен над своим телом, а жена (1 Кор. 7, 4). Вы естественно любите детей и дети свойственно любят Вас. Они беспомощны и слабы ˗ и вы заботитесь об их сох­ранении и воспитании. Они чувствуют свою зависимость ˗ и привязываются к Вам всем сердцем. Так в вещах телесных, так в вещах и духовных. Составляя единое по телу, супруги составляют и единое по духу.       

У них одни надежды, одни желания, одинаковое поведение, они как брат и сестра; они друзья неразлучные, вместе молятся и вместе пекутся о семействе; друг друга руководствуют, друг другу напоминают ошибки, неразлучны в церкви и неразлучны дома; один от другого не таят ни печали, ни радости; один другого не чуждается, один другому не досаждают. Оба свободно посещают боль­ных и помогают бедным, подают милостыни, не жалуются на свои недостатки, принося жертвы Богу, не сомневаясь в чистоте своей совести; пекутся о домостроительстве; ни в чем друг другу не пре­кословят, один перед другим не ходят украдкой; один другого не подозревают, не боятся один другому открыть каких-либо желаний, не мучаются какою-либо страстью в безмолвии. Вместе славословят и благодарят Бога и побуждают друг друга в делах веры и благоче­стия. Идите же неуклонно этой стезей и подкрепляйте друг друга на пути к вечной жизни.         

Если Вы думаете, что для вашего супружеского счастья доста­точно иметь единомыслие в делах житейских, а благочестие предо­ставляется совести каждого из Вас, то вы страшно заблуждаетесь и счастья вы не достигните и единодушие ваше не прочно. На чем же утверждается семейное благо? "Без сомнения на взаимном согласии и любви" - скажете Вы.

А если вдруг обрушится несчастье на ваш дом ˗ что так обыкно­венно в жизни ˗ и один из вас ищет утешения в церкви, а другой на зрелищах или на гуляньи, - устоит ли тогда ваше единодушие?

Или если жена, как истинная христианка, уделяет крупицы от стола своего нищей братии, муж считает это убытком для себя, сохранится ли тогда семейное согласие? А если и вся жизнь Ваша такова, что кроме интересов временных вы совершенно расходитесь в интересах духовных ˗ не разрушится ли ваше домашнее благополу­чие до основания?.. Или вы оба построили себе покойный и уютный домик на земле, живете припеваючи и не думаете, что нам нужно собираться в путь? О, тогда и не может быть вопроса о счастье. Загремит гром, засверкает молния, поднимется буря, польется силь­ный дождь и ваша крепость, построенная на песке, обратится в пе­сок. Верно слово Господне, а оно обещает успеха в семейной жизни только тем, которые боятся Господа и ходят по Его путям; напро­тив, путь нечестивых погибнет, и их счастье подобно праху, возметаемому ветром от лица земли (Псал. 127, 1-4).

Первая чета в мире наших прародителей были связаны крепкой любовью к Богу, имели едино сердце и едину душу... В этом святом соединении с Богом и Его Святейшею волею, в котором состоит святейшее блаженство всех ангелов, состояло и их единственное вре­менное и вечное блаженство. Но, расторгнув это соединение с Богом, они сделались несчастнейшими человеками. Чго же будет, на­конец, с семейством, если его домовладыки не только не заботятся о взаимном преуспеянии в благочестии, а и вовлекают друг друга в грех и заражают дурным примером своих детей?

А какой страшный гнев Божий почиет на этой чете?

Супружеский союз, основанный на вере и добродетели, служит основанием семейного счастья и твердейшею опорою государства. Общество человеческое не есть беспорядочная толпа живых существ, но целое благоустроенное здание. Общество состоит из семейств. Те же добродетели составляют их благоденствие, те же пороки ве­дут к погибели.         

Научившись быть полезными членами дома, мы будем, без сом­нения, полезными членами и общества. Добродетельный отец, супруг, сын вносит и в общество добродетели из своих домов. Если же члены семейств заражены пороками, то и все общество непрочно. Пример перед нашими глазами. "Трудно найти государство, ˗ говорит один западный писатель (англич. Коплей в сочинении о нравствен­ном состоянии страны), ˗ более уклонившееся от высокой цели супру­жества, чем Франция. Здесь и там встречаются самые свежие пятна разврата, свидетельствующие о тяжкой нравственной болезни, растле­вающей сердце общества...

Личное благочестие встречается редко. Отцы пренебрегают по­печением о своем доме, святость супружества презирается, дети с раннего возраста черпают тлетворные правила безнравственности: обя­занности домашние оставляются в стороне. Вера сначала свет, потом ˗ одно имя, наконец, ˗ низкое заблуждение. Неверие влечет все по­роки. Общество колеблется в самом основании; сила, неуправляемая законом, делается насилием и правом. Французское государство сильно нуждается в семейных добродетелях.

Иудейское общество при конце своей истории представляет нам также пример крайнего растления оттого, что самая основа общества ˗ семейство ˗ была нечестива. Это мы видим из истории нашего Спасителя. Разводы были обыкновенны, дети отказывались питать своих родителей престарелых, вельможи были жестокосерды и притеснительны. Священники ˗ лицемерны и властолюбивы, народ ˗ недовольный и несчастный.

Пророк Малахия за 400 лет с лишком с глубокой скорбью осужда­ет нравственное растление своего отечества. Пророчествуя об Иоанне Крестителе, он по внушению Духа Св. указывает на средство, которое одно может исцелить язвы испорченного общества. «Он устро­ит сердце Отца к Сыну и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Малах. 6, 6).

Христианская вера есть единственное действительное врачество против всякого гражданского зла. Евангелие, по милости Божией, творит чудеса в человеческом роде, оно обновляет сердца людей, оно ведет их к Иисусу Христу, Божественному восстановителю наше­го союза с Богом; оно соединяет людей во взаимной любви в Нем; оно совершенно перерождает общества, перерождая семейства, из которых они состоят... Дурные родители передают дурной пример и своим детям, они последние сделаются тогда не ветвями маслич­ными, но отрослями негодного дерева, источающего яд. Они скоро совратят других и изрекут богохульное слово на Всевышнего. Благочестие оскудеет. Соль потеряет свой вкус. Пророк не удержи­вается в пределах закона. Наставления и увещания к искоренению зла не принесут пользы. Тюрьма должна исправить то, чего не успел произвести страх Божий... Порча распространяется вокруг; испра­вление оказывается безнадежным, и когда нравственность народа низвергается в безвыходную пропасть нечестия, тогда совершается над ним страшный приговор, дом его предается запустению и Гос­подь нисходит поразить землю в конец (Малах. 6, 4-6).

Способ, посредством которого Господь сообщает Свое благосло­вение людям, есть благочестивые родители: "Я благословлю тебя, ˗ говорит Бог Аврааму, ˗ и благословятся о тебе вся племена земная». (Быт. 12, 2)

Властью добродетельных родителей Господь насаждает доброде­тель в сердца детей. Влияние родительского могущества неисчисли­мо. О, если бы мы могли поднять завесу сокровенных судеб Божиих в управлении миром, мы увидели бы тогда, как часто Дух Св. обра­щает руки наших земных родителей, чтоб дать направление и раз­витие нашим душам, которые Он призвал из тьмы в чудный свет на дела благие и угодные Богу!

Супружеская верность

Если для счастливого жительства супругов так важно благоче­стие обоих, что без него все семейное благополучие скоро может поколебаться, - как же нужно быть бдительным супругам в этом мире, исполненном соблазнов и искушений! Ибо "диавол как лев рыкает ищет поглотить беспечных и нерадивых" - говорит Апостол.

Сочетавшиеся браком никогда не должны забывать, что устано­вление супружества, прежде всего, имеет ввиду соединение душ, пи­таемое и согреваемое теплейшим чувством сердца и освещаемое во всей их свежести и чистоте и твердости между любящими лицами, сохраняя союз верности до гроба неизменным. А искушение так близ­ко, что одно похотливое воззрение мужа на чужую жену, или жены на чужого мужа есть уже прелюбодеяние... Послушаем Самого Иисуса Христа: «Вы слышали (говорил Он фарисеям), что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам: всякий, кто взглянет на жен­щину с похотливым желанием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27-28).

Отчего же это так?

Оттого, как говорит Спаситель в другом месте, что извнутри, от сердца человеческого исходят помышления злые, прелюбодеяния и пр.

Человек намеревается, например, совершить убийство, или обо­красть кого-нибудь, или оклеветать, или взять лихвы, прежде чем он исполнит все это на самом деле, он уже питает в себе злую мысль. Он уже оскверняется преступным намерением - и ищет только удобного случая или времени, чтобы на деле совершить то, что он задумал. Удастся ли ему осуществить свое намерение, или не удастся, но он уже впал в своем сердце, он уже осуществил дело в мысли.

А это не то же ли в очах Божиих, что и действительное преступле­ние? Для глаз человеческих оно не видно, или может быть только по­дозрительно, а для Бога - ясно как день. Точно так же поступа­ет и муж или жена, если они с похотью взирают на других жен или мужей. Они не впали еще в действительный грех, но уже любодействуют в сердце своем. Они выжидают только удобного случая к тому или времени - а это внутреннее осквернение, которого Гос­подь не оставляет безнаказанным. Но мы мало заботимся о том, что Бог видит наше внутреннее осквернение, лишь бы не видели его люди, не заметила жена, - и тот расчет не верен.

Трудно обмануть женское чувство, ваши нескромные отношения подали повод к взаимному подозрению; любопытные глаза мира подмечают ваше неравнодушие и, по обыкновению, преувеличивают, молва уже шепчет тайкам о вашем преступлении, может быть, глас­но бесчестит ваше имя, хотя на деле еще ничего нет, - и сколь­ко отсюда происходит семейных раздоров, нередко с корнем выры­вающих супружеское счистье.

Ах, супружеская жизнь такова, что нужно иметь много хри­стианского благоразумия, чтобы не подать и малейшего ненамерен­ного повода к нарушению верности. Если где, то именно в суп­ружестве нужно помнить слова Спасителя: «будьте мудры, как змии, и просты незлобивы, как голуби" (Мф. 10, 16).

При таком только правиле можно сохранить домашний мир и неизменную верность союза. Но что сказать о том доме, куда, как ночной тать, проникает действительное прелюбодеяние? и окрадывает супружеское целомудрие?

Супружеская чистота, оскверняемая телесно, есть один из постыднейших и гибельнейших пороков. Разум почитает нарушение супружеской верности преступлением, достойным великого наказания; естественное, нравственное чувство преследует его позо­ром и осмеянием, все народы земные карали его жестокими каз­нями.

Ветхий Завет осуждал преступников на побиение камнями.

А Новый Завет? Вместо ответа на вопрос рассмотрим, что это за преступление? Прелюбодей или прелюбодеица разрывает святейший союз, заключенный пред лицем Божиим, разрывает твер­дейший союз, связываемый человечеством, освящаемый Церковью, сторона, виновная в прелюбодеянии, уничтожает святейшее намере­ние Творца. Бог сотворил мужа и жену, чтобы они составляли едино. Что Бог соединил, то злая похоть не должна разлучать; "не прелюбодействуй".

Прелюбодеяние есть самый постыдный порок и влечет за собой самые гибельные последствия..., он разрушает святость супружес­кого союза, лицо, виновное в прелюбодеянии, разрушает все семейное благо­получие.

Апостол, внушая свято хранить супружескую верность, присо­единяет страшную угрозу нарушителям ее: "Брак да будет у всех честен и ложе нескверно, блудникам же и прелюбодеям судит Бог - ни блудники, ни прелюбодеи Царствия Божия не наследуют» (Евр. 13, 4) (1 Кор. 6, 9-10).

Сохраняя взаимную любовь и верность, муж и жена должны хранить чистоту и целомудрие, должны вести себя, как прилично супругам христианским, обуздывая свои чувственные пожелания и самые не­винные удовольствия, подчиняя целям высшим.

"Сия есть воля Божия"- пишет Апостол. "Святость ваша, не призва нас Бог на нечистоту, но на святость" (1 Сол. 4, 3-7).

Будь стражем ока... будь стражем уха... будь стражем уст и языка, чтобы сердце твое не уклонилось в лукавство и не тво­рило дел непристойных. Ефр. Сирин, - говорит - ибо от мыслей и сердечных пожеланий рождаются дела.

Епитимиа

1)     Если жена заспит ребенка - 7 лет не причастится.

2)    Если умрет отроча некрещено по нерадению матери, 3 года не причастится мать и по 200 поклонов кладет в день, постится понедельник, среду и пятницу.

3)    Малакия - 40 дней сухоядение и 50 поклонов в день, кто не может сухо ясть - год не причастится и 100 поклонов в день.

Семейные испытания

Среди прошений ко Господу в ниспослании благословения на се­мейную жизнь, в чине венчания есть и такое: "О избавитися нам от вся скорби, гнева и нужды" - Св. Церковь как бы предупреждает, что земная жизнь всех людей подвержена испытаниям... и многим скорбным переменам. Болезнь есть один из обыкновенных путей, которая в ты­сяче видов посещает нас в нашем земном странствовании. Многие лю­ди проживают долгие годы, замечательно освобожденные от нее, но наконец Господь поднимает свою карающую десницу и испытание прихо­дит в полной мере.

Тяжелые удары Провидения могут уничтожить все твои планы жизни, каждая горестная противоположность между теми светлыми надеждами, с которыми многие вступают в брак и теми мрачными изнурительными лишениями, с которыми они сражаются поневоле. "В мире скорбны бу­дете" - говорит Христос и ап. Павел, предупреждая своих современ­ников: "Если женишься не согрешишь, и если девица выйдет замуж не согрешит, но таковые будут иметь скорби по плоти (1 Кор. 7, 28). И опыт скоро докажет, как это истинно. Бог мог бы дать тебе постоянную радость в жизни, вести тебя ровной и мягкой тропинкой, пос­лать тебе все в изобилии, если бы Он только хотел. Он мог бы даро­вать успех во всех твоих мероприятиях и провести тебя через жизнь без страданий, от радости к радости, от счастья к счастью, если бы Он находил только это полезным. Но какое бы ни было твое положение в свете, ты скоро собственным опытом убедишься, что путь жизни не гладок, но терния и волчцы обильно растут везде и своими колючими шипами уязвляют пяту каждого странника. Начавшие путь жизни с благоразумием, "запасая блага на лета многа", через посте­пенные или внезапные превратности судьбы, ниспускаются все ниже и ниже.

Из богатства в едва насущный кусок хлеба, потом в недостаток и, наконец, в бедность. Нападение смерти прежде или после внесет одиночество и скорбь в ваш дом, пройдут несколько счастливых лет семейной радости и вдруг Ангел смерти вторгнется в Ваше жилице - и горестная разлука с нежно любимыми омрачит семейный очаг. Как ни горька эта чаша, но она некогда поднесется нам и никакие слезы не спасут нас, мы должны испить ее до дна.

Но для чего Господь посылает испытания? Зачем несчастья отра­вляют нашу жизнь?

Ясная цель, с которой Бог ниспосылает на нас скорби, - это противо­действие нашей наклонности, которая любит пускать корни на земле и насаждать счастье супружеской жизни как можно прочнее и глубже, чтобы ни буря, ни время - ничто не могло его поколебать.

Мы все забываем свое высокое призвание истинных христиан, свои обязанности последователей Христа: совершенствовать себя в чистой и святой жизни, бдительно следить за собой, чтобы предупредить себя, с какой стороны может напасть на нас враг наш с искушением.

Мы не любим препоясывать своих чресл, носить свой крест, облекаться во всеоружие Божие, бодрствовать, молиться, сражать­ся, торопиться вперед с тем большей поспешностью, чем ближе наступает час.

Легко видеть, что счастливые супруги склонны к самолюбию. Они любят свою негу и покой, они думают более о приращении семейного благосостояния, нежели о духовном возрастании, более о земном доме, нежели о небесном, более о времени, нежели о вечности. Характер их колеблющийся и слабый, сердце плотское и беспечное.

Заботы о благе других редко приходят на ум или выполняются слегка. При каждом увещании к благотворительности они искусительно отвечают: "Я имею семейство, чтобы о нем заботиться и не могу вам помочь".

Каждое предложение к деланию на пользу церкви (в виноград­нике Господнем) встречается таким ответом: «Я женился и потому не могу притти" (Лк. 14, 20). Молитвы их безжизненны, поступки вялы и они ни холодны, ни горячи, не создают никакой чести Богу и не приносят никакой пользу ближнему.

Если они захотят сравнить свое настоящее и прежнее положение, то должны признаться, что постоянное счастье - порча для них, что они избалованные и ниспустились на самую низшую точку духов­ного состояния, которого Бог не может долее терпеть в своем народе.

Вот тут-то Господь по своей неизреченной любви к своему творению и начинает врачевание избранных супругов, касаясь сна­чала тихим влиянием божественной благодати, легким напоминанием твоих обязанностей к Богу и благо тебе, если ты имеешь уши слышать.

Но мы по-прежнему беспечны. Таинственный голос Божий нами не принят, мы погружаемся еще в большую беспечность, и если мы остаемся не пробужденными, то скоро наступает ночь. Но Бог не хочет застигнуть нас врасплох, для сего старается пробудить нас от греховного усыпления различным образом. Тогда Он сокрушает предметы наших радостей: мы не имеем более покоя и светлых дней, жизнь является пред нами во всей действительности. Гос­подь начинает нас посещать несчастьями. Он посылает на нас волну за волной, бурю за бурей; одна отрада за другой уносятся от нас, - пока мы изнуренные и истомленные не падаем и не вос­клицаем с плачем "Что это, Господи?" За эти первые слова мы готовы ждать милости от Господа. В первых своих несчастьях мы подобны детям, которые мало понимают цель наказания: мы ищем облегчения в слезах и участии друзей. Но слезы еще не доказательство благочестия... Бог хочет более чем минутной чувствительности. Он требует жизни, требует постоянного и неутомимого усердия в служении Ему. Надобно почитать особенною благостию к нашим предательским сердцам, если Бог карает нас до тех пор, пока мы сами не обратимся к Нему. Мы часто обманываем самих себя и жалобно восклицаем: "Боже мой, Боже мой, довольно уже, я хочу обратиться от пути моих заблуждений". Но видно еще не довольно. Бог не находит еще в нас довольно добросовестности, довольно преданности Его воле... Мы не имеем еще детского просто­сердечия... Мы не избрали еще Его воли нашею единственною путеводною звездой в жизни, живого общении с Ним - нашею единственною радостью, утверждением. Достижение такого состояния есть великое дело милости Божией, но оно не дается нам без страданий. Много ра­достей, много драгоценных сокровищ нужно повергнуть к ногам Спаси­теля, прежде нежели Он дарует нам эту великую милость... И вот если мы приобрели благоволение Божие, то земные блага уже потеряли для нас прежнюю цену...

Богобоязненное семейство

Христианские супруги, образовавшие семью, не должны забывать своей главнейшей обязанности воспитывать своих детей. Эта задача как ни трудная, но и сугубо обязательная...

Научать детей закону Божию: «Слова, которые Я заповедую тебе, внушай детям своим», - говорит Господь (Втор. 6, 6-7),         «учите        им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем, и когда идешь, и когда ложишься, и когда встаешь» (- 11, 12). Господь положил закон во Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся и чтобы они в свое время возвещали своим детям возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его" (Пс. 17, 5-7).

Вы, отцы, воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем (Еф. 6,4) - говорит апостол Павел. Какими способностями надо обладать родителям, чтобы выполнять сию обязанность? Попеременная ласковость и строгость, различного рода благоразумие, чистота намерений, самообладание, неутомимая бдительность, вера, молитва, терпение - все это в высшей степени необходимо для благо­честивого воспитания детей... Но и обладая ими, не всегда можно иметь успех в деле воспитания. Основание семейного благочестия должно полагаться благочестием родителей. Так положил Владыко мира, чтобы благочестие родителей было источником обильных Его благословений, изливаемых на семейство: "Собирают ли с тернов­ника виноград или с репейника смоквы? - говорит Спаситель. - Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; худое дерево приносит - худые плоды". Если бы Авраам не был благочестивым мужем, то Исаак, вероятно, был бы язычником, если бы благочестие Исаака не напечетлевалось в сердце юного Иакова, то сей последний, быть может, жил бы и умер бы подобно миролюбивому Исаву.

Но чтобы благочестие родителей благотворно действовало на де­тей, для сего оно должно быть живое и истинное, а не состоящее только в хождении в церковь и наружном исполнении обрядов; в нра­воучениях и урочных молитвословиях, в ханжестве и неразумной рев­ности. Мир может еще обмануться и наши собственные глаза осле­питься таким благочестием, но внимательным детским чувством оно не примется и не послужит источником благословений для семейства...

Дети и слуги лучше понимают благочестие, когда оно выражается в исполнении христианских обязанностей и добросовестном упра­влении делами семейными. Только такое благочестие возвращает плод в сердце человека; мертвый фанатизм не принесет никакой дей­ствительной пользы и никому или почти никому. Человек, которо­го душа не пробуждена к новой жизни Духом Святым, подобен дере­ву без плода, которое только обременяет землю и прежде или после вырывается с корнем и бросается в огонь. Нигде столько не обнаруживается безумное лицемерие и его жалкое состояние, как в доме того, который хочет казаться благочестивым, не имея силы благочестия, возрожденной душе и таким образам не может укра­шаться им во всех отношениях жизни.

Через одни только разговоры с детьми о предметах духовных, ты не приобретешь их для Господа, если ты этим и ограничишься, то не достигнешь ничего.

Чувства, какие ты выражаешь, правила нравственности, какими управляется твоя жизнь, вкус, какой обнаруживался весь порядок твоего дома, твоя одежда, мебель, пища, удовольствия, к каким ты стремишься, знакомство, какое ведешь, книги, какие читаешь, - одним словом, вся твоя жизнь резко действует на твоих детей, - так что они или возрастают благодатью у Бога и приготовляются к славной вечности, или от тебя же научаются жить без Бога. Родители имеют гораздо большее влияние на своих детей, чем кто-либо другой, дети совершенно находятся в их руках - они тебе следуют, подражают, присматриваются, твое серьезное или улыбающееся лицо, звук твоего голоса, взгляд твоих глаз глубоко напе­чатлеваются в их существе, как никто другой, кроме Его - ваше­го общего Творца - не может этого сделать. После нескольких лет они будут учиться другим полезным наукам и жить в обществе с другими людьми, но основной характер человечности образуется тобою.

Многому они научатся в зрелом возрасте, многое забудут, но когда ты ляжешь в гроб, твои привычки и наставления никогда ими не забудутся: твоя улыбка, слезы и молитвы с непомраченной и живой ясностью в их памяти будут жить вместе с тобою в их сердце.

Повседневное благочестие христианского семейства произво­дит тихое, но верное влияние на чувства детей.

Но это не освобождает родителей и от того, чтобы руководить активно своими детьми не одним только примером, но словом и де­лом и строгим внушением. Ты должен развивать в своих детях тело и душу и чувства и наклонности к добру. Не забывай, какая страшная ответственность лежит на тебе... перед судом Божиим.

Достоинство и важность истинно христианской семейной жизни яснее всего можно усмотреть из примера 2-х библейских мужей, ибо они были мужи благочестивые, но один представляет образец величайшего успеха, а другой осязательнейшее доказательство беспечности и нерадения, приведших к несчастию и погибели.

Характер Авраама, даже как главы великого семейства, вызы­вает наше высочайшее уважение. Сам Господь свидетельствует о нем: "Я знаю, что ты боишься Бога». Под самыми тяжкими испы­таниями он положил одно, постоянное правило в своей жизни, чтобы неизменно почитать Бога и сообразно с сим законом почи­тания вести все свое семейство. Его благочестие было живым убе­ждением в его действительной жизни, выражающим всего человека, оно проглядывало в каждом его поступке, в каждом шаге, в каждой черте его жизни; он был почтительнейший сын, любезнейший супруг, нежнейший отец, добросовестнейший домовладыка, вернейший и добро­хотнейший сосед. Он пользовался за свое благочестие глубоким уважении тех, между которыми жил: он приобрел любовь всех его окружавших (Его богатство, почтенность и мудрость делали его ца­рем). Авраам имел не маловажный опыт семейных огорчений... Сколько причин ревности находилось в его двоеженстве? Сколько поводов к огорчениям давали тысячи его слуг, переселившихся с разных стран? Сколько величайших затруднений встречал он от соседей, погружен­ных в идолопоклонство? От споров между пастухами племянника Лота и своими, а также сколько беспокойства от второй жены его Агари и непокорного его сына Измаила? Но никакого не происходило раз­деления, которого он не старался бы устранить, никакого порока, который бы он пренебрегал наказать. Посему Св. Писание и дает о нем свидетельство, служащее к славе его и нашему поучению: "Вем, - говорит Господь об Аврааме, - что он заповедает сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд" (Быт. 18-19).

Авраам пользовался своим высоким влиянием в особенности к распространению и утверждению строго благочестия...

Будучи богат, он не прилагал сердца к непрочным богатствам, он считал свое богатство "Благословением Божиим". Вся жизнь его бы­ла жизнью по вере - он скитался как странник - имел в душе своей непоколебимую надежду "наследовать обетования». И где ни оста­навливался, везде устроял жертвенник Господу. И Господь благосло­вил его, нарек его отцем верующих. «И сотворю тя в язык велий и благословлю тебя и возвеличу имя твое и будешь благословен: и бла­гословятся о тебе все племена земная» (Быт. 12, 2-3). Благословение прав. Авраама мы видим и на Исааке, сыне его, и на Елеазаре - слуге его. Оно делало самого Авраама одним из замечательных Праот­цев Мессии... и родоначальником неисчислимых поколений на земной планете.

Другой пример человека, носившего высокий сан первосвященни­ка (Илия), который хотя и был мужем Божиим, но забывал однако же заповедывать сынам своим и дому своему по себе, чтобы они храни­ли пути Господни, творили правду и суд (Быт. 19,19) и благодаря чему дети его (священники), утратив однажды чистоту совести, низ­верглись в грубые шалости и погрязли в необузданных отвратитель­ных пороках. Пороки сыновей Илии обесславлены в писаниях.

Илий по слабости ли или прежде всего по лености, довольствовался кроткими увещаниями, тогда как он должен был карать их жестокой рукой и обуздывать железными цепями, заметивши грабительство и постоянные шалости. Опираясь на авторитет отца, они спокойно продолжали своевольничать...

Обличал Господь Илия, отца их, за его слабость и поговорить через Анну, мать Самуила, и, наконец, чрез самого отрока Самуила, который воспитывался у Илия, Господь открыл последнее свое реше­ние об Илии и его сыновьях, что мера его долготерпения истощи­лась и суд без милости будет возмездием за его грех, и Бог испол­нил то, что сказал. В тот самый день тела несчастных сыновей най­дены между трупами павших на поле сражения. Ковчег Завета – слава и крепость Израиля - пал от руки врагов, Илий лишается своей жизни и скоро весь род уничтожается с корнем. Не сильно ли под­тверждение слов - "И путь нечестивых погибнет" (Пс. 1. 6).

Различие между Авраамом и Илием поучительно для каждого отца. Не довольно, чтобы родители сами были добродетельны - Илий был таким и, как священник, учил других добродетели, но Авраам заботился о впечатлении религиозных обязанностей в серд­це своих детей и слуг. Он знал свою ответственность и никакое искушение к ослаблению и беспечности не могло заста­вить его забыть свой священнейший долг. Явления Бога к нему были исполнены милости: обрел у Господа величайшую честь, какая дана была какому-либо смертному; он назывался "Другом Божиим". Илий, напротив, оставаясь сам верным Богу, позволил безнаказанно расти и развиваться порокам в своем жилице, а за это, вместо благословений, низвел посмеяние на свою веру, несчастье на свою землю и безнадежное разрушение на свой собственный дом.

Двух крайностей нужно избегать родителям в управлении домом.

Одна из них, чтобы не охлаждать детского чувства непреклон­ною строгостью. Ап. Павел ясно предостерегает от этого зла, когда говорит: "отцы, не раздражайте детей своих, дабы они не унывали" (Кол. 3, 22).

Не поставляй каждой мелочи в вину, не позволяй суровому облику покоить на твоем челе, не отыскивай поводов к порицаниям и укорам. (Берегись, чтобы не сделать твоего дома унылым, а твое присутствие тягостным). Непреклонной строгостью ты можешь нане­сти безнадежный вред твоим детям, и никакое снисхождение потом не поможет.

В этой атмосфере жалоб и неудовольствий развивается у детей тоскливое чувство, которое потом отравляет всякую радость, вкра­дывается подобно проказе в твой семейный кружок и причиняет неизлечимую рану твоему домашнему довольству.

Но другая крайность, более обыкновенная и гораздо зловред­ная, это чрезмерная снисходительность. Библия не указывает ни одного примера, где бы развитие детской души останавливалось отеческой строгостью; напротив, представляет много горестных доказательств слабого снисхождения, таковы, например, семейство Лота, Иакова, Давида, Илия.

Великая цель воспитания детей состоит в там, чтобы научить их управлять самим собою. Ты обязан пещись о развитии их души, как и тела, ты учишь их ходить для того, чтобы они потом не нуждались в твоей помощи и поддержке (своим примером). Таким же самым образом должен ты учить их угождать Богу, и ходить по Его путям. Но самое первое и основное правило самоуправления состоит в том, чтобы пробудить совесть, не как чувство только, но и как внутренний закон, который служил бы для них путевод­ной звездой в жизни. Чему бы ни учил детей, но не забывай прежде всего научить их послушанию отцу и матери.

Это столько важно для их собственного временного и вечно­го благополучия, как и для семейства, церкви и Государства.

Ласковостью ли, нежностью ли, но надо достигнуть того, чтобы дитя никогда но пожелало взять того, что ты не одобряешь. Повино­вение всякому человеческому порядку есть повеление Божие и важно столько же для веры, сколько и для жизни. Почему мы видим, что набожных женщин больше, чем мужчин? Это объясняется тем, что они более привыкают к повиновению и преданности.

Конечно, родители ничем столько не могут вредить детям, как если бы позволили им управляться их собственными привычками, они нарушили бы тогда великую заповедь Божию, которая прямо вверяет детей в их возрасте (неопытности и неведения) власти родительской. Давай им знать, что обязанность для тебя первое дело, и что ты научился сему из Св. Писаний. Показывай им, что их воля должна быть согласна с твоею, поскольку твоя согласна с Божиею. Труд та­кого здравого христианского воспитания детей подлинно тяжелый: т.к. исправление детского своеволия (иногда врожденного в грехов­ной природе) требует беспрестанной бдительности и труда в неко­торых случаях и телесного исправления иногда и горестного для родительского сердца. Но что сделаешь, когда это долг – долг, тре­бующий немалого самообладания и глубокого убеждения в нашей от­ветственности. Не удивительно, если родители погрешают в этом.

А как легко было бы нам управлять собою, если бы наши роди­тели во время нами управляли. Не выпускай узды из твоих рук, пока не научишь твоих детей ходить неуклонно и безопасно между мирскими опасностями и соблазнами. Держи их в безусловном повино­вении, если хочешь дать им стойкость в нравственных правилах и твердость, без колебания избирающую справедливое. Своеволие вредит всем людям во всех состояниях жизни. Сам Спаситель приходил не для угождения Самому Себе, но да сотворит волю пославшего Его Отца. Но если позволить молодым людям с слабым убеждением, с ничтожным познанием об опасностях мира, с больною наклонностью к греховным удовольствиям управляться собственною их волею, то они подобно разношенному кораблю раздробятся о первый утес или поглотятся безнадежно первою бурею искушений.

Тайна успеха истинно-христианского воспитания детей заключа­ется в том, чтобы с юных лет учить их словом и примерам, "искать Царствия Божия и правды Его" (Мф. 6, 33). Мы часто в этом погрешаем, тем, что не вкореняем всем порядком нашего дома в детях того убе­ждения, что Бог, Его страх, попечение о душе и вечность - суть для нас предметы самые важные. Мы наставляем их в вере, воспиты­ваем как будущих граждан Отечества, преподаем им познание в раз­ных науках, но при всем этом мы рано вводим их в свет, окружаем мирскими приманками, которые легко увлекают их неопытное сердце или овладевают их слабою волею. В старое время встречалось среди заключенных преступников немало людей, знавших наизусть и катихизис, и Св. историю, и исполнявших наружно положенные молитвы, но их вера была для них только пустым уроком, задачею, приобре­тенной в школе, а не животворной удерживающей силою, которая по­буждала к честной жизни и укрощению порока. Их учили и ходить в церковь, и дома молиться, и по копейке раздавать нищим, - что, может быть, им нравилось, но в них не пробудило сознания долга,  но не внушали им, что все это есть непременная обязанность, без которой они не могут быть счастливыми ни на земле, ни на небе...

И они попали в число преступников. Так и теперь нередко можно встретить людей, хорошо ознакомленных в прежних школах с истинами христианства - но и отпавших от веры - потому что эти истины были у них только одним знанием ума, а не достоянием сердца. У них не оказалось в душе насажденной и претворенной, так сказать, в плоть и кровь истины Божией.

Вера должна быть правилом нашей жизни: мы должны знать и веровать, что благочестие имеет с собою обетование жизни настоящей и грядущей, - знать, веровать и насаждать его в юные сердца наших детей.

Почитай Бога не по воскресеньям только и праздникам, но и во время труда и работ на неделе; будь набожен в своей се­мейной жизни, и всеми поступками твоими давай знать своим домашним, что ты не ищешь, не любишь одних земных благ, но прежде всего домогаешься неизменных и вечных. Исполняй это во всех подробностях воспитания детей, в наставлениях и во всех их обстоятельствах и состояниях жизни, в которых Гос­подь поставит их, говоря подобно благочестивому Иисусу Навину "Аз и дом мой будем служить Господеви" (Иис. Нав. 24, 15).

Домашнее богослужение

Не в одних общественных храмах должно совершаться слу­жение Богу и благословляться и прославляться имя Божие. На­ше семейство, по выражению Апостола, есть домашняя церковь.

А что это будет за церковь без служения Богу - без хвалеб­ных песнопений, которые воспевает Ему вселенная.

Благочестие человека, который не почитает ежедневно Господа в своем семействе - обманчивое заблуждение, и его благополучие - мечта. Господь так премудро разделил род чело­веческий на маленькие общества и соединил их под одну главу семейства, скрепил прочным союзом любви и долга и обещал растить и пещись о праведном семени - не ясно ли, что Он по­стоянно хочет быть почитаем и прославляем в семействе. Дом, где не слышится молитвы, где стыдятся произнести имя Бога, может казаться хорошим и роскошным в глазах мира, но гнев Божий пребывает на нем и его роде. "Излей гнев Твой на языки не знавшие Тя, и на племена яже имени Твоего не призваша" - так молился пророк Иеремия о тех, кто не при­зывали имени Господня. Не исполнялся ли сей приговор на семействах, которые именуются только христианами, а живут без молитвы.

Обязанность эту по отношению к Богу должен нести глава семейства, ибо он должен некогда отдать отчет за то, как он воспользовался вверенными ему талантами и влиянием на детей и слуг. Во славу ли Божию он употреблял их и старался ли возвратить их Богу с лихвою.

Сколько довольства мы встречаем в своих домах, какое изобилие бывает у нас на столе, сколько радостных и счастли­вых лиц веселят нас улыбками на каждый день: и сколько стра­даний и нужды кругом...

Мы не получим благословения, если не умеем благодарить за удаленные от нас бедствия.

Мы видим много семейств, которые при довольстве не наслажда­ются счастьем - скорби и неудачи приходят толпой над их жилищем; колесо жизни для них трудно вращается, между тем как другие, хотя не имеют половины их благосостояния, - живут счастливо и спокойно. Хочешь ли знать тайну этого? - Очи Господни на праведные и уши Его в молитвах их: лице же Господне на творящих злая (Пс. 33, 17).

Из примеров Писания ясно видим, что долг нас всех иметь Алтарь Богу в своей семье. Его имели Авраам, Иов ежедневно прино­сил Господу жертву со своими детьми. Давид начинал и оканчивал ка­ждый день благословением Господа, Корнилий, муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, подававший много милостыни - всегда молился Богу (Деян. 10, 2).

Никакой дом христиан не может жить без молитвы и не благода­рить Господа "за жизнь, дыхание и все".

Домашнее богослужение споспешествует семейному счастью и сог­ласию - благословение Божие связывает крепко любовью согласных братьев и сестер, так что они делаются неразлучными в жизни и нераздель­ными по смерти... Посредством молитвы самые важные домашние переме­ны устрояются к лучшему, мрачные минуты жизни просветляются, бла­гословения удвояются и сохраняются, грехи отвращаются, скорби пре­творяются в радость, даже болезни скоро исцеляются и, наконец, каждому верующему молитвеннику Господь дарует высочайшее благо - вечную жизнь.

Вот некоторые наставления, как совершать домашнее богослужение, чтобы оно приводило семейства к временному и вечному благополучию.

Глава семейства как бы священник в своей домашней церкви. Почтение детей безмерно увеличивается к родителям, когда они с самых юных лет будут помнить их как исполнителей ежедневного благословения. Общая единодушная молитва - производит глубокое впечатление на сердце детей, которые скоро научатся любить своего отца святою любовию, видя в нем бдительного попечителя о благе их души и усердного молитвенника пред Богом... Еще лучше, если к молитвословиям семьи будет приложено чтение нескольких строк Св. Писания - или даже с чувством пропеть псалом. Вы состаритесь, вы умрете, а ваша песнь будет звучать в ушах ваших детей и извлекать слезы воспоминания и благодарность. Если неудобно это делать ка­ждый день, то по крайней мере по воскресным дням, особенно назнача­емым Богом для молитвы и славословия.

Ежедневное чтение библии также необходимо для духовного обра­зования семейства. Полезно читать ее в порядке и обращать внима­ние домашних на все, что Бог говорит людям, а краткие объяснения и замечания, выходящие из сердца, могут и затронуть душу, увещанием их самих читать Божие Писание.

Каждый священник знает, что исполнение его обязанностей мало принесет пользы Церкви, если он не читает и не испытывает Писания в своем доме. Цель такого чтения то, чтобы пробудить в них живую веру, сознание христианского достоинства, молитвенный дух - а все это необходимо будущим гражданам отечества земного и небесного. Когда ты и твои домашние преклоняют колена в домашней молитве, пусть твоя душа свободно стремится к Богу: моли Его руководить ваши чувства к сознанию греховности и самоучинижения; проси всего, что необходимо для жизни и благочестия.

Благодари от полноты сердца за все радости и милости, какие вкушаешь, за довольство, каким наслаждаешься, пусть твоя малень­кая церковь видит, что вся твоя надежда в Боге. Молись за твой род, за друзей, которые любезны тебе, но еще странствуют далеко от Бога. Не забывай о твоем духовном отце и всех христианах, паче же присных в вере. Возбуждай участие твоего семейства к прославлению Искупителя и к распространению Его Царства, да бу­дет воля Его как на небеси, так и на земле.

Где домашнее богослужение совершается в таком духе и упование на благословение Божие, где оно не утомляет домашних, но исполня­ется просто, сильно, тепло, полно любви и приспособлено к поня­тиям каждого члена, там невозможно оценить его многоразличных и благотворных последствий как для души, так и для общества. Оно возбуждает живое участие в благосостоянии и горести других, напо­минает постоянно о Боге и вечности, противодействует вредным и усыпительным соприкосновениям с миром, пропитывает все его семей­ство Евангельскими мыслями. Душа привыкает к молитве и страху Бо­жию, внимание направляется от мелочной жизни к действительности и истинной мудрости...

Так совершенствуется душа каждого члена семьи, поднимаясь от силы в силу.

Закончим эти страницы богодухновенными словами пр. Давида, выражающими истинное счастье богобоязненного семейства:

"Блаженни вси боящиеся Господа, ходящие в путех Его, труды плодов твоих снеси, блажен еси и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего; сынове твои яко новосаждения масличные окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа и узриши благая вся дни живота твоего и узриши сыны сынов твоих" (Пс. 127, 1-2).